НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Любовью победив войну. Любовь Свирина. Блокадная история

Любовью победив войну. Любовь Свирина. Блокадная история

Эта история - из Народной летописи Бессмертного полка.

"Моя любимая бабушка родилась 29 сентября 1924 года в большой дружной семье ленинградцев. У нее было две сестры Надежда и Нина и младший брат Володенька.  Всем им предстояло пережить страшную 900-дневную блокаду.

Когда началась война, бабушке было 17 лет. Жили они недалеко от города, в Дачном поселке. Наверное все, кто пережил войну, навсегда запомнят самый первый её день.

"Жаркое, солнечное воскресение, когда мы всей семьей ездили купаться и загорать. Катались на лодках, ели мороженое! Ничего не предвещало беды. Это был обычный выходной день! А когда мы пришли домой, то увидели толпу людей на улице и уже тогда поняли,что произошло",  - таким запомнила этот день мой самый любимый человечек. 

Отец бабушки был убежденным настоящим коммунистом,состоял в партии, поэтому был абсолютно уверен,что война не продлится долго. Однако, так как немцы подходили все ближе, было принято решение, наскоро собрав все самое необходимое, отправиться в Ленинград. Шли пешком, было страшно, т.к всю дорогу на небе то и дело появлялись немецкие самолеты, да так низко, что можно было разглядеть на них черные кресты. А навстречу им шли советские солдаты, переполненные готовности откинуть врага от любимого города. Так началась война для моей семьи.

В городе бабушкиной семье дали небольшую комнату в коммуналке на Курляндской улице, половина жильцов которой уже успела эвакуироваться. Отец, наоборот, на любые предложения эвакуации, отвечал жестким нежеланием покидать город. Так как прадедушка Коля работал на железной дороге, то туда же и устроили мою бабушку. Моя прабабушка Екатерина стала вместе со всеми ходить рыть окопы. Путь приходилось делать огромный,  в десятки киллометров, пешком. Иногда сил приходить домой не было, и она оставалась там. У бабушки четко отложился в памяти момент, когда мать принесла с окопов несколько конфет. Когда она их отдавала, рукав платья задрался, и бабушка увидела её руки... нет это были не руки - это были голые кости, лишь слегка обтянуты кожицей. Но она ни разу не слышала от матери слов об усталости...

Приближалась первая холодная зима. В городе не работало электричество, водопровод, от постоянных обстрелов выбиты стекла, окна заколочены фанерой. Спала бабушка, не раздеваясь, так как в комнате было страшно холодно. Тепло приносила лишь маленькая буржуйка. Немцы ежедневнно,безжалостно обстреливали город. Я часто спрашивала у бабушки было ли страшно, бегали ли они в бомбоубежеще? На что она всегда отвечала, что "Нет! Бомбежек совсем не боялись, вставали в дверные проемы и все, а там уж как повезет. Да и сил не было!" Самый страшный враг - враг страшнее холода и бомбежек- это голод! Бабушка на всю жизнь запомнила это чувство голода... она говорила что ничего страшнее она не испытывала! После войны, когда все эти дни были очень далего, когда у неё уже родились внуки, я никогда не видела, чтобы она выбросила хоть маленький кусочек хлеба. И хлеб дома у нас был всегда! А тогда хлебный паек 125 грамм. За хлебом в их семье всегда ходила самая младшая дочь Нина. К началу войны ей было 14 лет. Чтобы не потерять карточки, мама сшила ей небольшой мешочек, который она носила на шее на веревочке. И эта хрупкая маленькая девчушка вставала раньше всех, мерзла в очередях, чтобы принести домой 3 пайка по 125 грамм. И бабушка всегда говорила, что они никогда не делили этот кусочек, а съедали его сразу. Бывало, что отоваривали карточки на день вперед и тогда сидели без хлеба... Это было страшно. Бывало хлеба не было по нескольку дней. Бабушка рассказывала,что в эту голодную холодную зиму они ели дуранду, пили олифу. А еще она часто вспоминала, что, когда уезжали из Дачного, на плите осталась кострюля с макаронами. Зимой не было водопровода,поэтому хрупкая девочка Ниночка на санках возила ведра аж с самой Фонтанки.  А потом пришло первое горе... В январе у отца украли хлебные карточки... Он в то время жил на станции и никому об этом не сказал, не сказал и своей семье... Бабушка и её мама узнали об этом лишь тогда, когда мой прадедушка умер. Они даже не знали где его похоронили. Лишь после войны наша семья узнала, что Кащеев Николай Михаилович захоронен на Пискаревском кладбище в единой могиле ленинрадцев, которые так и не увидели праздничного салюта! Для меня мой прадедушка останется настоящим героем и настоящим мужчиной, который не посмел отнять даже крошки хлеба от своей семьи.

В конце зимы тяжело заболела бабушкина мама. У нее был кровавый понос. И если бы не сердобольная соседка, которая жила гораздо богаче и могла продавать на рынке различные вещи, моя пробабушка так бы и не пережила блокаду. Она приносила дополнительные пайки хлеба, специальные чаи. Я не помню имени этой соседки, к сожалению она не дожила до победы. Но я бесконечно благодарна ей за то, что она выходила бабушкину маму. 

Как только лед на Ладоге снова растаял, самую младшую сестру Нину эвакуировали. Позже она рассказывала, что баржу, шедшую вслед за ними, разбомбили немцы. А им повезло, они добрались до другого берега целые и невредимые.

Бабушка продолжала работать на железной дороге. Через её станцию проходили эшелоны, полные молодых солдат. Они ехали на фронт. Бабушка рассказывала: все такие молодые, красивые, уверенные в победе... Рассказывала, как, видя, исхудавших молодых девочек, отдавали им свой хлеб, просили только водку и табак. 

Но не все в Ленинграде голодали... Бабушка готовила обеды начальнику станции, убирала у него, а за это получала очистки со стола. Но для голодающего человека это была возможность выжить.

В июле 1942 года на фронт ушла сестра Надя. Бабушка рассказывала, что целый месяц они могла отоваривать её хлебную карточку - это была необыкновенная радость. 

Все вместе 27 января 1943 года они увидели праздничный ленинградский салют! Бабушка рассказывала, что это была такая радость, незнакомые люди обнимали друг друга, плакали. Но до победы все равно еще было далеко. 

В январе 1945 года заболел младший брат Володенька. Он учился в ремесленном училище, ездил в открытых трамваях, а шенель была тоненькая, вот и заболел воспалением легких. Ослабленный голодом организм не мог бороться, да и антибиотиков не было и 16 января 1945 года, не дожив несколько месяцев до победы, он умер. 

Вот так до победы дожили моя прабабушка Кощеева Екатерина Дмитриевна и трое её дочерей Надежда, Любовь и Нина. И всю жизнь после войны они трепетно, бережно относились друг к другу. Это была семья, наполненная дружбой, любовью, готовностью всегда прийти на помощь!

Моя бабушка прожила долгую жизнь, вырастила двух замечательных дочерей, воспитала шестерых внуков, увидела двух правнуков. Это была очень добрая, заботливая и самая любимая на свете бабушка. У меня не хватит слов, чтобы выразить ей всю свою любовь. Вот уже три года, как её нет с нами, но в моем сердце она всегда рядом со мной, и память о её подвиге, о её тяжелых военных днях будет всегда жива в нашей семье".

Внучка Екатерина.

Фото из семейного архива

 

НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ