НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Выпуск 6. Первичное место захоронения (часть 1)

Выпуск 6. Первичное место захоронения (часть 1)

Сегодняшний выпуск мы решили посвятить поиску мест захоронения бойцов.

Нередко при поиске в электронных базах родственникам бойца удается найти сведения только о первичном месте его захоронения. Выглядят эти записи примерно так: «Ленинградская обл., Лычковский р-н, дер. Глинка, вост. окраина». Поскольку более подробные сведения о месте захоронения, как правило, отсутствуют родственники бойцов, обнаружившие подобные записи, обращаются за помощью в Центр поисковой работы МИПОД «Бессмертный полк».

Шаг первый. Собираем информацию

Для начала нужно установить существует ли указанное в документах воинское захоронение в наши дни. Иногда в интернете даже удается найти снимки братских могил времен войны, от которых со временем не осталось и следа.

В этом случае поиск можно продолжить в следующих направлениях:

- запрос в местную администрацию, архив субъекта РФ и военкомат;

- работа с местными историками и краеведами;

- работа с поисковыми отрядами, осуществлявшими раскопки в данной местности;

- поиск в интернете.

Пример из практики:

В Центр поисковой работы поступил запрос об уточнении места захоронения Ермолина Федора Алексеевича. Первичным местом захоронения бойца указано «Ленинградская обл., Красносельский р-н, г.Урицк».

Ищем бойца по электронным базам данных. Помимо вышеприведенной информации о первичном месте захоронения также удалось выявить сведения о бойце по имени Ермолин Федор Алексеевич, захороненном в г.Санкт-Петербург, угол пр. Ветеранов и ул. Добровольцев (вблизи кинокомплекса "Новый Рубеж"). Проверяем, являются ли данные бойцы полными тезками, или речь идет об одном бойце.

Начинаем поиск с населенного пункта. В интернете на сайте муниципального образования «Муниципальный округ Урицк» находим следующие данные:

«Урицк - бывший город в составе Ленинградской области. Образован в 1925 году, назван в честь М.С. Урицкого, располагался на территории современного Красносельского района к западу от Лигова, включал часть поселка Лигово и деревень Егоровка и Ивановская.

Главная улица Урицка проходила по оси современной улицы Партизана Германа. В сентябре 1941 года в районе Урицка шли ожесточенные бои (в память о них сооружен мемориал "Кировский вал" в составе мемориального комплекса "Зеленый пояс Славы", включающий аллею Славы из 900 берез, названы улицы: Авангардная, Отважных, Добровольцев, и др.) В 1950 году Урицк с поселками Лигово и Старопаново подчинен Кировскому райсовету Ленинграда, в 1963 году включен в городскую черту Ленинграда как часть Кировского района, с 1973 года в составе Красносельского района.

Итак, первая зацепка – в населенном пункте имеется крупное воинское захоронение. Второй важный для поиска момент – территория Урицка включена в состав Красносельского района.

Продолжаем поиск на указанном сайте и в разделе «Памятники и мемориалы» находим дополнительные сведения о «Зеленом поясе славы». Далее на основании полученных сведений ищем информацию по памятникам Красносельского района.

Важнейшие данные удалось обнаружить на сайтах «Книга Памяти. Захоронения и воинские памятники 1936-1945 гг. Санкт-Петербурга и Ленинградской области» в разделе список памятников Красносельского района и Фото Планета: на проспекте Ветеранов возле дома 121 неподалеку от кинотеатра «Рубеж» имеется братская могила - мемориальное захоронение воинов Красной армии периода Великой Отечественной войны. Данная братская могила является частью мемориального комплекса «Кировский вал» в составе «Зелёного пояса Славы».

Именно проспект Ветеранов упоминается во втором архивном документе.

Теперь остается установить входила ли в годы войны территория, на которой расположена братская могила, в состав Урицка.

Ответ на данный вопрос находим на сайте лицея № 244 г. Санкт-Петербурга в статье «Рубеж, пропитанный кровью (Урицкий оборонительный рубеж в начале блокады)»: «Полежаевский парк расположен между Петергофским шоссе и пр. Ветеранов, вдоль пр. Маршала Жукова. До революции здесь находились прекрасные дачные места, пруды, плотина, дачи, поселок Лигово, имения и дома прислуги. Место называлось Лигово, а после (с 1925 г.) – Урицк. Дома во время войны были полностью уничтожены, через взорванную плотину ушла вода из пруда. В воспоминаниях Орел Динаиды Васильевны, родившейся в 1937 году в Урицке и пережившей все дни блокады, упоминается место, где сейчас расположена братская могила: «Наши дома стояли на берегу реки, недалеко от плотины и лодочной станции. Вокруг был парк, который шел до места, где сейчас находится кинотеатр «Рубеж».

Таким образом, на основании полученных данных можно сделать вывод о том, что в архивных документах речь идет об одном человеке - бойце Ермолином Ф.А., погибшем в г. Урицк 17.10.1941. Имя солдата увековечено на мемориальной табличке.

Шаг второй. Устанавливаем, производилось ли перезахоронение

Необходимо учитывать, что в 40 - 60-х годах ХХ века проводились мероприятия по «укрупнению» захоронений. По факту земли на местах сражений, которые предполагалось использовать под пашни, расчищали от солдатских костей. Многие могилы после этого "укрупнения" просто исчезли с лица земли. Эксгумация павших воинов чаще всего не производилась. В лучшем случае фамилии бойцов переносили на гранитные плиты новых памятников, останки при этом оставались в земле на месте первичного захоронения.

Перезахоронения, проводившиеся в те годы можно условно разделить на три вида:

- Перенос останков. Останки из одиночных могил эксгумировали и переносили в более крупное братское захоронение. Сведения о переносе могил можно найти в паспортах воинских захоронений в электронных базах данных, архивах муниципальных образований и военкоматов, а также на различных поисковых форумах.

- Перезахоронение на бумаге. Само перезахоронение не осуществлялось. Списки первоначальных братских могил, а иногда и просто списки потерь распределялись по новым захоронениям. При этом имена, фамилии и звания бойцов часто искажались, а многие из них и вовсе не были учтены в новых списках. В практике поисковых отрядов нередки случаи, когда останки бойцов, числящихся захороненными в подобных «укрупненных» братских могилах, извлекают из земли в ходе раскопок на местах боев.

Находят поисковые отряды и уничтоженные захоронения, которые на бумаге были давно перенесены.

Так, в 2008 г. в центре д. Пыжово Пустошкинского района Псковской области поисковым отрядом «Единорог» было найдено место кладбища 1, 11 и 31 гв. сд, сформировавшегося в марте 1944 г. Судя по спискам безвозвратных потерь, здесь похоронено не менее 150 человек (а скорее всего, значительно больше, принимая во внимание тот факт, что в списки не включены погибшие, собранные после таяния снега местными жителями). В начале 1950-х гг., по словам местных жителей, в соответствии с указанием из райцентра стоявшие на этом месте деревянные памятники-пирамидки скинули бульдозером в речку. Выкопали небольшую яму, из нее достали некоторое количество костей, положили в три гроба и отвезли в д. Сергейцево. В 2008 г. поисковым отрядом «Единорог» было сделано два контрольных шурфа с целью подтвердить или опровергнуть наличие неперенесенных останков. В шурфах были найдены останки четырех бойцов Красной Армии. В 2013 г. в 1 км западнее д. Ломоносово было найдено госпитальное кладбище, которое, возможно, является кладбищем 87-го гвардейского медико-санитарного батальона 84 гв. сд и тоже значится перенесенным. (1)

- Символические перезахоронения. Фамилии погибших бойцов, как и во втором случае дописывались на мемориальных плитах «укрупненной» могилы бойцов, при этом с места первичного захоронения в торжественной обстановке бралась горсть земли и переносилась на новое место.

К сожалению как в случае перезахоронения на бумаге, так и в случае символического перезахоронения первоначальные места захоронения забывались, а памятники разрушались от времени или сносились.

Отдельную категорию составляют так называемые «вновь обретенные» захоронения, работа по которым ведется в основном поисковыми отрядами и отдельными энтузиастами. В эту категорию входят забытые и заброшенные захоронения с еле заметными холмиками и остатками памятников.

В качестве примера подобной работы можно назвать обнаружение Вологодским поисковым отрядом ранее неизвестного воинского захоронения недалеко от деревни Дмитриевский погост Вологодского района. Здесь в могилах лежат почти сто солдат, умерших на полигоне Кущуба весной 1942 года. Большинство из них — вологжане. Захоронение на кладбище у деревни Дмитриевский погост до этого дня было никак не обозначено и заброшено. Имена умерших солдат поисковики установили, работая над каталогом воинских захоронений на территории области. А точное место удалось найти благодаря местным жителям - Громцевой Антонине Егоровне и Станицкой Маргарите Владимировне. Список бойцов из данного захоронения размещен на сайте Наркомпоиска.

Увековечить имена солдат на мемориальных плитах поисковикам удалось благодаря выигранному областному гранту на реализацию социально-значимого проекта «Поклонитесь солдату, люди!».

Продолжение в следующих выпусках "Поисковых хитростей".

(1) - Источник: Бабанин Т.В., укрупнение воинских захоронений в 1940-1960 гг. и проблемы увековечивания памяти погибших Защитников Отечества (на примере братского кладбища в деревне Сергейцево Пустошкинского района Псковской области).

 

Выпуск 7. Первичное место захоронения (часть 2)

Первичное место захоронения (часть 1)

Первичное место захоронения (часть 1)

Рубрика: Поисковые хитрости
00:10:52
22.11.2020
НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ